top of page

К ВЫСТАВКЕ НИНЫ АЛОВЕРТ "ДОВЛАТОВ И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ". ЭРАРТА. 2 СЕНТЯБРЯ. 

 

Нина Николаевна Аловерт – снимает знаменитостей, людей публичных. «Звезды», кому ни попадя, не позируют. Фотограф должен быть человеком светским, значительным, интеллектуальным, уметь нравиться и заинтересовывать. Но и умения дружить с великими - недостаточно. Между фотохудожниками – жесточайшая конкуренция. Выживают те, чьи снимки становятся произведениями искусства – Нина Аловерт, Роберт Мэпплторп, Роберт Уитмен.Аловерт – настоящая ленинградская дама, со всеми обертонами жизни в «городе славы и беды». Отец - эсер, расстрелянный в 1937. Мать – фольклорист. Дед основатель ГОИ, физик. Окончила Петришулле, потом - отделение медиевистики истфака ЛГУ. Ученица профессора Матвея Гуковского, оставлена на кафедре ассистентом.С 11 лет – страстная поклонница балета , не пропустила в Кировском театре ни одной премьеры, ходила на репетиции, дружила с балетными. В конце концов, интерес к театру оказался сильнее интереса к науке. Великий Николай Акимов вернувшийся в годы «оттепели» в созданный им Театр Комедии приглашает юную Нину Аловерт создавать в театре – музей. Акимов пришел в режиссуру из сценографии. Русский западник, сюрреалист, ленинградский Магрит, думается, определил эстетику Нины Аловерт. В ее работах красота и значительность моделей остранена. Она снимает как - будто подсматривает.Ленинградская театральная жизнь 1950-х - 1960-х годов: обновление балета – спектакли Леонида Якобсона и Юрия Григоровича, дебюты Натальи Макаровой, Михаила Барышникова, Аллы Осипенко. Это – собеседники, приятели, приятельницы и модели Нины Аловерт. Она – всегда с фотоаппаратом в кругу своих блестящих друзей.В 1977 году Аловерт уехала в США, поселилась в Нью-Йорке и попала в другую, столь же творческую среду. На этот раз это были оказавшиеся в Америке люди «Третьей эмиграции» - Михаил Барышников, Эрнст Неизвестный, Иосиф Бродский. Она сознательно и планомерно накапливала своеобразный фотоархив русского зарубежья, сознавая это как миссию. Пребывание, словами Зинаиды Гиппиус, не «в изгнании, а в послании».Среди персонажей ее портретов оказался и мало известный тогда, только приехавший из России, Сергей Довлатов. Очень важная черта: Аловерт мгновенно чувствует значительность персонажей, еще не привлекших публичного призвания. Она начала снимать Михаила Барышникова на выпускном вечере Вагановского училища а Диану Вишневу, только что примятой в труппу Мариинского театра.В 1978 году у Довлатова вышла еще только одна «Невидимая книга». Его знало пара десятков человек. Но Аловерт сразу начала его снимать. Образ грустного, прекрасного, сидящего в углу, гиганта, вошедший в сознание всех неисчислимых почитателей таланта Сергея Донатовича придуман именно Ниной Николаевной. Как и десятки других хрестоматийных фотопортретов писателя.Аловерт знаменита не только в эмигрантских кругах. Постепенно она стала одним из самых заметных в США балетных фотографов, чьи работы востребованы «Dance Magazine», «Point», «Ballet Review», а американский альбом «Baryshnikov in Russia» был переведен в Германии. Ее фотографии вошли в классические «Great Ballet Stars in historic photographs; «A Dance Autobiography by Natalia Makarova».; « A Century of Russian Ballet 2000».; «Baryshnikov in Black and White».

фотографии - Н. Аловерт
bottom of page