Лев Лурье: «“День Д” стал частью петербургской культурной афиши»
Несмотря на ограничения, связанные с пандемией, фестиваль, посвящённый Сергею Довлатову, проведут ориентировочно с 3 по 5 сентября 2021 г. в Санкт-Петербурге. «День Д» проводится с 2016 г. Начавшись как краудфандинговый эксперимент, фестиваль успел разрастись до одного из самых заметных культурных событий в Северной столице. Ежегодно друзья и соратники писателя собираются, чтобы поговорить о его творчестве и вспомнить интересные страницы его биографии. Наш собеседник – историк, петербургский краевед, писатель, журналист, председатель Попечительского совета фестиваля «День Д» Лев Лурье.
– В нынешнем году Фестиваль Довлатова пройдёт уже в пятый раз. А как вообще родилась идея проведения этого мероприятия?
– Очень важная проблема истории русской культуры заключается в том, что непонятно, кто становится писателями, которых включают в школьную программу и именами которых называют улицы. Кто этот человек, который говорит: «Будем называть улицы именем Ивана Гончарова, возводить памятники Ивану Гончарову, но не будем называть улицы именем Николая Лескова и ставить ему памятники»? Я пришёл к выводу, что для того чтобы популяризировать некоего человека, чтобы менять зрачок, устанавливать историческую справедливость, ни на кого рассчитывать нельзя, не будет такого человека, который придёт и скажет: «Лесков был не хуже».
Если ты считаешь, что можешь сказать так, чтобы тебя услышали, что какой-то деятель культуры является гением, определившим свою эпоху, то сделай это. Имеет место хорошо мне известное не только по советскому времени и в России отношение к гениям. Какие-то недостойные люди издавались и становились классиками, их зачем-то учили. Кто сейчас может вспомнить Гладкова? Шагинян? А Андрея Платонова, Мандельштама или Домбровского, которых гнобили при жизни? В Ленинграде это было особенно заметно, у нас благодаря тому, что Бродский получил Нобелевскую премию, он получил и то место, какое заслужил в истории литературы.
А с Довлатовым так не получилось по разным причинам. У Довлатова не было никогда таких амбиций, он позже начал и уехал из страны в статусе литературного неудачника. И народную любовь к нему, которая пришла позже, нужно было зафиксировать. Для меня это некий гражданский долг, который совпадает с народной любовью.
Был какой-то человек, которого начальство считало каким-то фарцовщиком и который не входил в литературный процесс. Его популярность никак не выражалась в знаках внимания со стороны города.
– Понятно, что сейчас ещё трудно говорить о программе предстоящего фестиваля. Тем не менее определённые планы, наверное, существуют. Какие мероприятия вам особенно хотелось бы включить в программу?
– От этого «Дня Д» я жду двух вещей. Во-первых, хочется напомнить жителям Петербурга, что есть весёлое звонкое имя «Довлатов», которое позволяет взглянуть на происходящее, сколь ужасным бы оно ни казалось, с некой доброй улыбкой. Довлатов в некотором смысле учит не сдаваться. Творчество Довлатова – это как роман Камю «Чума» – идея экзистенциального выполнения своего творческого и нравственного долга без героизации творца. Это важное отношение при нашем пессимистическом сознании. Довлатов очень трезвит. Это уличный праздник, возложение цветов к памятнику, парад фокстерьеров, чтения Довлатова разными более-менее известными людьми в разных местах. То есть это такое коллективное признание в неостывающей любви к творчеству Сергея Донатовича.
А второе – это специальное осмысление его времени; центром этой программы будет лекторий, посвящённый тактике поведения творца в те периоды истории, которые не способствуют прямому и ясному алгоритму его успеха. Когда хорошая проза или живопись не гарантирует популярность автора. В русской истории, к сожалению, было полно таких периодов. У творца есть несколько возможностей приспосабливаться, чтобы хоть в каком-то виде его творчество дошло до публики. Писать в стол для нескольких людей, эмигрировать из страны, бросить свою деятельность – есть множество примеров из жизни, скажем, современников Довлатова, которые пошли разными путями. Сейчас апостериори было бы интересно посмотреть, кто из них преуспел; учитывать такой опыт необходимо. Мне кажется, такой разговор будет интересен и для широкой просвещённой публики, и для самих филологов, искусствоведов, историков кино и т.д.
– Кто из представителей российской, а возможно, и зарубежной творческой интеллигенции уже дал согласие на участие в фестивале?
– Мы зависим исключительно от финансирования и пока не знаем, даст ли нам денег город, не можем предугадать поведение частных спонсоров, особенно когда речь касается коллег из-за границы, так что точно мы ещё список дать не можем. Кроме того, надо учитывать коронавирус. Есть предварительная договорённость с главным редактором журнала «Сеанс» Любовью Аркус, кинокритиком, шеф-редактором сайта журнала «Искусство кино» Зинаидой Пронченко, литературоведом Глебом Моревым, главным редактором журнала «Звезда» Андреем Арьевым, историком Кирой Долининой и другими экспертами. Также в программе фестиваля будут различные спектакли больших и маленьких театров, в том числе из других городов, экскурсии, квесты, интеллектуальные игры, концерты и мн.др.
– Как решаются вопросы с финансированием мероприятия? Из каких источников поступают средства?
– Обычно мы собираем средства на основе краудфандинга и спонсорской помощи. Фестиваль некоммерческий, мы стараемся делать большинство событий бесплатными или по максимально низкой цене. Три раза мы запрашивали субсидии у Комитета культуры Петербурга, один раз из трёх, в 2019 году, нам было выделена субсидия в размере 1,5 млн рублей. В этом году мы подали заявку на получение субсидии в Комитет по молодёжной политике города, ждём ответа. Ну и надеемся на частную и партнёрскую поддержку, продолжаем поиск спонсоров, для которых мы иногда специально придумываем события в рамках фестиваля.
– Различные мероприятия, посвящённые творчеству Довлатова, проводились в последние годы и в других городах страны. Например, в Пскове, Уфе. Вы как-то контактируете с их организаторами?
– Мы в близких, хороших отношениях с организатором фестиваля Довлатова в Таллине писательницей и подругой Довлатова Еленой Скульской, я бывал на этом фестивале, Елена выступала у нас. С владельцами музея Довлатова в Пушкинских горах мы знакомы, и они один раз представляли свой проект на «Дне Д». Недавно мы установили отношения с Уфой, где родился Довлатов. Они приглашали нас к себе на конференции. Ну и Нью-Йорк не чужой нам город. Мы приглашали оттуда друзей Довлатова фотографов Нину Аловерт, Марка Сермана, Наталью Шарымову и делали их выставки в рамках «Дня Д». С Еленой и Катей Довлатовой мы тоже поддерживаем отношения и приглашали их на открытие памятника, которое мы же и инициировали.
– Понятно, что организаторы фестивалей, посвящённых Довлатову, изначально ставили перед собой определённые цели и задачи. Итоги уже проведённых фестивалей позволяют говорить, что они успешно решаются?
– «День Д», несомненно, стал частью петербургской культурной афиши, люди, интересующиеся культурой, знают, что есть такой праздник, и знают, соответственно, когда день рождения Сергея Донатовича. Все посетители ресторанной улицы Рубинштейна видели памятник Довлатову. Довлатов и так невероятно популярен, но думаю, что мы несколько расширили и чуть больше углубили его идеи, связали их с идеей города и сделали неким новым объектом туристической привлекательности, что важно даже в рыночном отношении. Стало понятно, что у нас есть довлатовские места, и просвещённые москвичи или уральцы этим интересуются. Думаю, что среди докладов, которые были сделаны в рамках фестиваля, был ряд выдающихся и важных. Принципиально, что мы занимаемся временем, которое только недавно стали изучать филологи, это время послевоенного Ленинграда и вплоть до 1990-х – оно очень трудно поддаётся изучению, потому что речь идёт о неофициальной культуре, большая часть той литературы даже не была напечатана. Это был широкий культурный процесс, в целом не отрефлексированный. И то, что мы этим занимаемся, – это часть процесса описания времени, которое просочилось между пальцев.
Источник: Бизнес России
Comments