top of page
Фестиваль «День Д». Лекторий «Жить не по лжи» в Новой Голландии

3-4 сентября В павильоне Новой Голландии пройдёт лекторий «Жить не по лжи».

 

Сергей Довлатов значительную часть своей жизни прожил в "позднем Ленинграде". Общество, которое хотели построить Ленин и Сталин,при Хрущеве и Брежневе стало дышать свободнее. Ослабевал идеологический контроль. Разрешалось носить одежду не только фабрики им. Володраского, но и сапоги-чулки, юбки-колокол и даже джинсы. На экранах- не только Пырьев и Бондарчук,но и Чухрай, Мельников, Маленников, Тарковский...

 

Программа лектория:

 

3 сентября


14:00 Лев Лурье. «Серая зона культуры между подпольем и официозом во времена Довлатова»

Лев Лурье — лауреат премии «Золотое перо» как лучший журналист года, Анциферовской премии за труды по истории Петербурга и множества наград за телефильмы. Автор многих книг по истории России и Петербурга. Основатель одной из самых известных школ России — Санкт-Петербургской классической гимназии № 610. Основатель краеведческого журнала «Квартальный надзиратель». Колумнист «Делового Петербурга» и «Фонтанки». Автор десятков документальных телевизионных фильмов, включая многосерийные и шедшей четыре года на Пятом канале еженедельной программы «Культурный слой». Основатель проекта блокадной памяти «День памяти 8 сентября», ежегодного праздника, посвященного Сергею Довлатову «День Д», просветительской организации «Дом культуры Льва Лурье», фонда сохранения и развития культуры, краеведения и туризма «Ленинградцы».

16:00 Глеб Морев. «Фонтанный Дом, провинция у моря, квартира 37: социокультурная эволюция творческих стратегий ленинградской интеллигенции и ее реперные точки (1920- е–1980-е)»


Инвариантный сюжет культурной истории Ленинграда советского времени — выбор художниками (в широком смысле) стратегии социокультурного поведения в условиях коммунистической диктатуры. Однако частные модели реализации такой стратегии могли варьироваться — основные варианты мы и предполагаем рассмотреть на примере знаковых для Ленинграда имен — Ахматовой, Мандельштама, Бродского, Довлатова, Кривулина и др.

Глеб Морев — литературовед, журналист. С 2002 по 2007 — главный редактор журнала «Критическая масса». С 2008 по 2012 год — шеф-редактор раздела «Медиа» Openspace.ru. С 2012 — шеф-редактор раздела «Литература» на Colta.ru. С 2016 по 2017 год — главный редактор сайта проекта «Открытый университет». Член комитета премии Андрея Белого (1999–2014), Литературной академии премии «Большая книга» (с 2007). Специалист по истории русской литературы XX века, редактор и составитель книги Михаила Кузмина «Дневник 1934 года», автор книги «Диссиденты: двадцать разговоров».

18:00 Вечер ленинградской поэзии. Ведет Ольга Кушлина.

Поэзия 70-х – уже история, но отделенная от нас ровно настолько, что не исчезла возможность сохранить документальные свидетельства очевидцев. О литературном процессе полувековой давности вспоминают его участники - Сергей Стратановский, Александр Горнон, Дмитрий Григорьев, и др. Стихи 70-х годов читают сами авторы и поэты следующих поколений, для кого творчество Елены Шварц, Олега Охапкина, Аркадия Драгомощенко, Олега Григорьева, Виктора Кривулина, Михаила Яснова, Виктора Сосноры оказалось в чем-то созвучным и значимым. Оцифрованные записи со старых пленок, архивные фото и видеоматериалы могут приблизить к пониманию особенностей существования свободной литературы в условиях государственной цензуры и несвободы.

Ольга Кушлина - филолог, литератор, автор книг и статей о русской культуре, издатель, автор книги "Страстоцвет. Петербургские подоконники".


4 сентября

12:00 Анастасия Ким. "Тотальное несовпадение: политика партии и практика советской театральной режиссуры"

Противостояние мировоззрения художника и режима - распространённый конфликт в мировой истории искусства. И советский театр не был исключением: драматическое действие — это достаточно мощное средство обнаружения чудовищных нестыковок в мироустройство в целом и в частности. При этом многие знаковые спектакли 60-70-х годов не были  антисовесткими, они, отталкиваясь от свойства драмы, ставили под сомнение возможность существования чего-то единственно верного, — например, идеологии или стандарта.

Анастасия Ким - кандидат искусствоведения. Член Ассоциации театральных критиков России, член The International Association of Theatre Critics. — Продюсер независимого театрального проекта режиссера Семена Александровского (лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая Маска») POP UP ТЕАТР.
Доцент кафедры театрального искусства РГИСИ и в АРБ им. А.Я. Вагановой. Читает курсы «История драматического театра», «Анализ пьесы и спектакля», «Актуальные проблемы современного искусства», «Современный русский театр», «Актуальные проблемы современной драматургии и театра» и другие. В 2009 г. с отличием окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (ныне РГИСИ) по специальности «Театроведение». Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Образы Шекспира на советской сцене 1920-1930-х годов: к проблеме актерской техники в режиссерском театре».

14:00 Татьяна Никольская. "Кружки и салоны ленинградского Парнаса 60-х"

Всесоюзный поэтический бум возникший в начале 60-х ознаменовался в Ленинграде выступлением поэтов, как правило, членов Союза писателей, проходивших на сценах ДК, при которых действовали официальные молодежные литобъединения. Одновременно появились литературные кружки, в которых молодежь объединялась вокруг реабилитированных гуманитариев - Т.Г,Гнедич, И.А,ЛИхачева, А.Н.Егунова. В этих кружках читались и разбирались стихи забытых и малоизвестных молодому читателю поэтов разных поколений, восстанавливалась связь с культурой 20-х годов и Серебрянного века. Особое место на ленинградском Парнасе занимало “Кафе поэтов” на Полтавской улице, 1, просуществовавшее с 1961 года до середины 60-х. Организованное Союзом писателей и райкомом комсомола Смольнинского района, это кафе, совершенно лишенное рекламы, привлекало к себе на первых порах отсутствием предварительной цензуры, возможностью заявить о себе и найти своего читателя таких разных поэтов, как А.Городницкий, В.Кривулин, К.Кузьминский и многих других.

Татьяна Львовна Никольская - филолог, член международной научной организации NIAS Fellows Association при Нидерландской академии наук с 1996 года. Автор книг «Фантастический город» (2000), «Авангард и окрестности» (2002), «Спасибо, что вы были» (2014), «Еще раз — спасибо» (2017), «О Грузии» (2021) и более 250 публикаций по истории русской и грузинской литературы XIX–XX веков и сравнительному литературоведению.
 

 

16:00 Александр Кобак. "Маленький квартирный семинар или история одной книги"

В Ленинграде брежневской поры существовало множество домашних кружков и квартирных семинаров: литературные, исторические, религиозно-философские, кружки структуралистов и анти-структуралистов, феминисток и переводчиков, агни-йогов и оккультистов. Это дало право Льву Лурье полушутливо сказать, что гражданское
общество в Ленинграде было в основном построено к концу 1970-х годов. Речь пойдет о небольшом семинаре, посвященном изучению церковной архитектуры Петербурга, на квартире искусствоведа Виктор Васильевича Антонова (1938-2014) в контексте неофициальной культуры Ленинграда тех лет. Его результатом стал трехтомник «Святыни Санкт-Петербурга», выставка «Утраченные памятники архитектуры Петербурга-Ленинграда», коллективная монография «Исторические кладбища Петербурга».

 

Александр Валерьевич Кобак (р.1952) — директор Фонда имени Д.С. Лихачева, историк Петербурга, общественный деятель, автор книг и статей по краеведению, проблемам
охраны памятников, лауреат Анциферовской премии за лучшую книгу о Петербурге. Председатель Санкт-Петербургского союза краеведов, член Совета по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга, член совета Музея Иосифа Бродского «Полторы комнаты».

18:00  Андрей Арьев. "Неформальная жизнь ленинградских литературных журналов"

 

Андрей Юрьевич Арьев - историк литературы, эссеист, прозаик, главный редактор журнала «Звезда». Как литературовед и литературный критик печатается в различных периодических изданиях, таких как «Вопросы литературы», «Звезда», «Знамя», «Новый мир» и другие. Лауреат «Царскосельской премии». Составитель комментариев, автор предисловий, послесловий к изданиям сочинений Довлатова и статей о нем.

bottom of page